Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа № 53 имени Б.Н. Слюсаря"

(МАОУ "Школа № 53") тел. 8 (863) 210-87-57 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Реднинская Ольга Яковлевна


Смотреть мою презентацию

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа№53»

-  Кем бы вы хотели видеть своего сына?
-  Человеком.
                Н. И. Пирогов (Статья «Вопросы жизни»)

 

Считаю, что учителем можно работать только по призванию, потому что нужно, во-первых, любить детей  и, во-вторых, любить свой предмет, постоянно совершенствуясь в нём. Учитель, безусловно, должен быть личностью, то есть иметь чётко выраженное мировоззрение  -  систему знаний о мире и человеке. Именно таким мировоззрением является для меня православие, а  религиозное воспитание я считаю основой мудрой и счастливой жизни. И невозможно понять литературу без знаний основ православной веры. Даже в таком, на первый  взгляд, несложном произведении русского  сентиментализма, как «Бедная Лиза», Н. М. Карамзин показывает пять стадий человеческого греха, то есть раскрывает теорию прилога.  Затем эту же теорию  будет использовать  в своих произведениях Ф. М. Достоевский. Этого  величайшего русского  писателя без знания православия понять вообще невозможно. Например, Ф. М. Достоевский считал, что полнота жизни не только в преодолении зла, но и в победе над неверным добром; или что ,идя по улице со злым лицом, можно поранить душу идущего мимо ребёнка и зародить в нём зло.  Используя последнюю мысль Ф. М. Достоевского, можно представить, какое же зло представляет для ребёнка просмотр в Интернете какого-либо, например, порнофильма – это подглядывание в замочную скважину современной жизни? Эта «заноза» останется с ним на всю жизнь, его душа будет уже изранена жёсткими реалиями жизни! Поэтому так важно оберегать ребёнка, показывать ему на примерах  русской  и  мировой классической литературы достойное поведение героев – и через  это видение и понимание « преподавать тем самым совесть», по словам  Е. Евтушенко.

Литература помогает человеку познавать самого себя, а в этом, как говорил Сократ своим ученикам, и есть смысл жизни. Да, целью жизни человека всегда было познание себя.  И то, к чему я, например, стремлюсь, -  и определяет моё духовное состояние. Поэтому, когда ученики на уроках литературы задают вопросы, что такое зависть, я им отвечаю, что это прежде всего отречение от себя, предательство себя, нелюбовь к себе. Нужно учить человека бороться со своими желаниями. Так, например, изучая «Евгения Онегина», мы видим, что ключевое слово героя, кстати, выделенное курсивом у А. Пушкина, - это слово  «моё». К чему приходит герой?  С чем  он остаётся? Невольно вспоминаются слова И. Канта, о которых  знал А. Пушкин, - «чем больше человек стремится к наслаждениям, тем меньше он получает удовлетворения. И не случайно А. Пушкин  не удовлетворён  романом и пишет  повесть «Капитанская  дочка» -  своё, по сути, духовное завещание, основная идея  которого  – милосердие.

Великий русский композитор Ф. Глинка говорил: « Чтобы красоту создать, надо самому быть прекрасным душою». Мы, учителя, воспитываем творческих личностей  - строителей  нашего будущего, которое должно быть прекрасно. К сожалению, на сегодняшний день я не знаю имени ни одного великого писателя, или поэта, или композитора, или художника уровня Л. Толстого, А. Пушкина, П. Чайковского, И. Репина. Может быть, дело в этих словах Ф. Глинки?  В том, что главное – это воспитание души человека?  И мы должны научить  детей мыслить, чтобы научить их творить.

Таким образом, главное  в  литературе – это её глубина, её духовный смысл. Так,  хорошо если после прочтения поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ученик   увидит в себе  Манилова, человека,  не живущего в реальности,  а где-то там,  в мире грёз, ведь современные дети с их компьютерной зависимостью – настоящие  маниловы.

На уроках русского языка мы не просто формально изучаем правила – мы должны  видеть всю глубину слова,  услышать его звучание. Так,  зная  французский язык, я говорю детям, что  слова «креативный» и «творческий»  - абсолютные синонимы и что слово  «творческий»  звучит красивее.  В народе всегда считалось, что пустое слово опустошает душу, а скверное слово её оскверняет.  Словарный запас для нас очень важен, поэтому каждую неделю мы пишем словарный диктант, проверяют который сами  дети.  Мои пятиклассники прекрасно знают, как пишутся,  например,  такие слова, как «отоларинголог»   «аккомпанемент», «палисадник» и другие.

Кроме того, поскольку одной из главных задач учителя является задача  научить мыслить ребёнка, то написание сочинений, смею сказать, уже стало любимейшим для детей элементом урока, ведь здесь они могут выразить себя. 

 По преподаваемому предмету (русский язык) имеется  моя  методическая разработка «Тренажёр по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ» , которая успешно прошла апробацию в педагогическом сообществе  учителей-предметников МАОУ «Школа № 53». Данная книга заменяет ряд учебных пособий, так как содержит в себе все основные этапы проведения урока: словарную работу, синтаксический разбор, изучение нового материала, написание диктанта или изложения. Целевая аудитория – учителя, учащиеся, их родители и также  те,  кто  хочет знать русский язык. В книге по-новому объясняется сам материал. Я  исхожу  из принципа   - «чем проще объяснено правило, тем оно лучше  будет усвоено», «При успешном обучении языку  необходима активация образного мышления».  Поэтому имеются существенные отличия в объяснении материала в данной книге от того, как он изложен в традиционных школьных учебниках.

Инновационный подход заключается в том, что, во-первых,  правило максимально упрощается  –  происходит, можно сказать, сжатие материала. Опыт также показал, что учащимся при усвоении правила нравятся простые формулировки.  Например, вопросы обстоятельства  –  это вопросы путешественника или следователя  (где?  куда?  когда? откуда? почему? зачем? и как?); глагол  «любит» мягкий знак; глагол « любит» букву  «Ё!»; суффикс ЧИК  пишется после букв, которые собраны в выражении « Зося  ждёт»  и другие незамысловатые формулировки.  Всё это оживляет уроки и помогает действовать продуктивно в изучаемой области, формируя тем самым у учащихся универсальные учебные действия, так как школьники сами участвуют в создании различных языковых образов. Например, глухие согласные лучше запоминаются в диалоге:  «Стёпка, хочешь щец? – «Фу!» или в выражении: «Стёпка Фец, хочешь щец?»; а суффиксы ИН, АН, ЯН учащиеся уже сами назвали  «китайскими». В  результате создания языковых образов процесс усвоения материала проходит  и легче, и лучше. Например, объяснение темы «Спряжение глагола» включит детей в ситуацию какой-либо спортивной игры,  а тема «Непроизносимые согласные» позволит им поучаствовать в конкурсе  стишков-запоминалок, например таких: « Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно». Таким образом, данное пособие основано на принципах упрощения материала, создания в процессе обучения  языковых образов, а главное  -  авторская программа подразумевает ориентирование в профессиональной деятельности на самого слабого ученика.   

  Методическая  разработка  «Тренажёр по русскому языку. Подготовка к  ЕГЭ», предназначенная для  учащихся средних классов, является, по сути, первой частью пособия «Подготовка к ЕГЭ. Вместо репетитора». Это пособие адресовано учащимся 10 – 11 классов, педагогам и тем лицам, кто решил изучить русский язык. Весь курс, включающий основные темы по предмету, разбит на модули, или разделы, которые характеризуются законченностью и логичностью  в изложении  материала. Например, в модуле « НЕ и НИ с различными частями речи»   правила  правописания частицы НЕ с существительными, прилагательными и наречиями  остаётся неизменным: 1) НЕ пишется раздельно, если есть союз А; 2) НЕ пишется раздельно, если есть усилительные отрицания  –  ДАЛЕКО НЕ; ВОВСЕ НЕ;  ОТНЮДЬ НЕ;  НЕТ, НЕ. Мы видим, что правила значительно упрощаются, по сравнению с изложением данного материала в традиционном школьном учебнике. Кроме того,  происходит сжатие материала (правописание различных частей речи объединяется в одном правиле),  что упрощает его запоминание. Добавляются лишь примечания, которые иногда тоже совпадают у различных частей речи. А в  модуле «Наречие» порядок  изложения материала  таков: вначале рассматриваются наречия, образованные от прилагательных;  затем наречия,  образованные от существительных,  и далее наречия, образованные от других частей речи. Причём учащиеся сами приходят к выводу о том, что в первом случае наречия пишутся слитно, а во втором, как правило,  они пишутся   раздельно.  При этом формируются познавательные  УУД:  перерабатывается и систематизируется информация, строится логическая цепь рассуждений. Затем рассматривается группа слитно пишущихся наречий, которые отличаются  от аналогичных существительных с предлогом (говорить врастяжку и отдать сапоги в растяжку); далее  идут группы так называемых «древних» наречий,  затем рассматриваются наречия, образованные от числительных,  и завершается материал дефисным написанием наречий. Модуль «Наречие» также  предполагает соответствующий диктант и тест.

Таким образом, модульный подход в подготовке к ЕГЭ максимальным образом систематизирует материал, позволяя тем самым  лучше его усвоить, так как основывается на принципе упрощения материала путём объединения  аналогичных правил в одно.

Кроме того, начиная с 6-го класса и вплоть до 11-го после изучения наиболее значимых произведений литературы учащиеся работают над созданием ментальных карт, где указывается проблематика произведения, его главные герои  и  даётся  краткое содержание. Создаются  интеллект-карты  на сайте MINDMEISTER. Этой работой особенно увлечены младшие школьники, их ментальные карты чрезвычайно красочны.  Перед созданием каждой карты на уроке литературы моделируется  проблемная ситуация: путём  дискуссий происходит выход на ту или иную проблему произведения. В результате происходит постепенное накопление материала, который впоследствии будет необходим при подготовке к сочинению (часть С).

 Также имеются некоторые методические разработки в сети Интернет на моём персональном  сайте  INFOUROK.RU, идёт активная переписка  с коллегами из разных городов России.  Данный вид работы по своей сути тоже способствует активации образного мышления, он  сочетается с этим процессом и даже логически вытекает из него. 

Работа с ментальными картами заключается в следующем: после прочтения художественного произведения  составляется  его краткий конспект, состоящий из трёх пунктов: 1) главные герои произведения; 2) краткое содержание; 3) проблематика.

Ментальная карта литературного произведения является, по сути, его кратким конспектом. Сначала все файлы,  объединяются в папке «Литература 6-го класса», потом по мере прохождения произведений появляется папка «Литература 7-го класса» и. т. д. – вплоть до 11-го класса. И  ко  времени сдачи  ЕГЭ на руках у каждого ученика имеется шесть  папок с ментальными картами  - по сути, краткие конспекты произведений, написанные этими учениками  по мере изучения произведений.

  Например, в конце учебного года в папке у шестиклассника имеется двадцать ментальных карт и он, по сути, готов к сдаче мини-ЕГЭ для шестого класса.

 Кроме того, осуществляется работа над проектом « Моя книжная полка». Учащимся  необходимо учиться читать классику, постепенно расширяя круг своего чтения, помимо произведений школьной программы, другими классическими произведениями из  золотого  фонда русской литературы.

Таким образом, работа над этим проектом  необходима, так как сам  воспитательный  процесс  формирования личности подразумевает  знание основных классических произведений мировой художественной литературы. И  без глубокого изучения и понимания этих произведений невозможно построение собственной системы мировоззрения.  Эти произведения, развивая творческое мышление, формируют личность человека, его систему нравственных координат. Ребёнка необходимо мотивировать к размышлению, постижению смысла, на поиски ответа не только на вопрос «как?», но и на вопрос «зачем?» И мы видим, что  конечной целью всей этой работы является приведение знаний в целостную систему – системность знаний –  уже  на основе формирования собственного мировоззрения.

Кроме того, важнейшей  частью воспитательной работы является воспитание в детях  патриотизма. Это  участие в проекте ЮИД,  конкурсы АВС, торжественные марши юных  инспекторов движения, работа с ветеранами службы. Задача нашей детской организации – пропагандировать знания правил дорожного движения, помогать полиции,  делать так,  чтобы никогда не было детской смертности при ДТП.  В прошлом году команда моего класса  выиграла районные соревнования и вышла на область.  Участие в конкурсе  «Безопасное колесо»  сплотило наш коллектив, ребята узнали много интересного,  нашли новых друзей.

 Кроме того, ведётся  большая  поисковая  и исследовательская  работа в рамках темы « Ростов в годы Великой Отечественной войны». В результате этой работы  учащимися был создан патриотический стенд. Эта работа всего классного коллектива заняла первое место в районе.  На нём мы видим не просто фотографии героев, прадедушек  ребят моего класса,  -  мы видим их документы, фронтовые письма, награды.  На внешней стороне стенда  -  все дорогие каждому ростовчанину памятные места,  связанные   с событиями Великой Отечественной войны.

Мы также участвуем в реализации программы эстетического воспитания и формирования личности,  посещая в течение трёх лет  каждый месяц Ростовскую государственную филармонию. Ребята слушают классическую музыку в исполнении Ростовского Академического симфонического оркестра. Благодаря систематическому посещению нашей филармонии по абонементу ребята научились понимать классическую музыку, а значит  –  её любить

Стараюсь совершенствовать своё  профессиональное  мастерство посредством участия в научно-практических семинарах, тренингах, конференциях и в деятельности сетевых сообществ педагогов.

В завершение хочу подчеркнуть, что  инновационный педагогический подход в обучении  - активация образного мышления, изучение предмета по модулям в старших классах и создание ментальных карт-конспектов в подготовке к ЕГЭ – всё это  формирует систему знаний учащихся, то есть охват предмета  в  целом, владение ими предметом. И  цель учителя  может быть достигнута только в случае  систематизации знаний учащихся, формирования целостного мировоззрения и воспитания в них чувства любви к своей стране и своему языку.

Презентация на тему: «Систематизация знаний на основе активации образного мышления, создания ментальных карт-конспектов и  модульного подхода  в  системе обучения».

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ и ЕГЭ

Открытое публичное выступление учителя русского языка и литературы Реднинской О.Я. 20.03.2019